Особенности осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

В статье рассматриваются проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. На основании рассмотренной и проанализированной судебной практики, предложено расширить полномочия прокурора и внести изменения в ч. 3 ст. 108 УПК РФ, обязав органов предварительного следствия возбуждать ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу только с согласия прокурора.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
19.10.2022
Объем файла
30 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
240 руб.
300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура Российской Федерации осуществляет «надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями». 
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина особенно значимо для уголовного судопроизводства. В третьей главе Раздела 3 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре») указано, что полномочия прокурора для осуществления  надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этой сфере устанавливаются уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. УПК РФ регламентирует эти полномочия в ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) и в других статьях кодекса, поскольку прокурорский надзор осуществляется на всех этапах досудебного производства по уголовному делу.  

 

Содержание не найдено

Список литературы
Апелляционное постановление № 22-1508/2019 22К-1508/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 22-1508/2019 // Официальный сайт Судебных и нормативных актов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru / (дата обращения 01.03.2022.)
Комарова, Е. А. Роль прокурора при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу / Е. А. Комарова, И. С. Радаев // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 10(178). – С. 116-117.
Тетерина, О. А. Проблемные вопросы участия прокурора в рассмотрении судом ходатайства следователя об избрании меры пресечения / О. А. Тетерина, А. А. Метелкин, К. А. Иванова // Вестник Костромского государственного университета. – 2019. – Т. 25. – № 2. – С. 247-250. – DOI 10.34216/1998-0817-2019-25-2-247-250.

Ныне действующее законодательство имеет теперь в этой части статьи иную формулировку «при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство».
Теперь следователь с согласия руководителя следственного органа может возбудить ходатайство перед судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, тогда как ранее следователь возбуждал такое ходатайство только с согласия прокурора. Следует также отметить, что УПК РФ не обязывает следователя уведомлять прокурора о возбуждении такого ходатайства. Прокурор в подготовке ходатайства участия не принимает, а лишь знакомится с ним перед судебным заседанием. 

Похожие работы