Вопрос о роли невербальных средств коммуникации в художественном тексте (на материале немецкого и адыгейского языков)
Введение
В современной лингвистике особое внимание уделяется изучению проблемы функционирования невербальных средств коммуникации в языке, так как паралингвистическая кинесика, являясь знаковой подсистемой поведения человека, связана с языковой структурой. В этом плане тема невербального общения была и остается актуальной и интересной во все времена. Изначально люди активно использовали данный вид общения и понимали друг друга при помощи жестов, мимики, интонации голоса, взгляда, телодвижений. К данному виду коммуникации в разные времена обращались психологи, философы, лингвисты, искусствоведы. И лишь с начала 60-х годов невербальные аспекты коммуникации начали так серьезно изучаться, что выделилась особая область исследования – кинесика.
Термин ?кинесика? был предложен Р.Л.Бердвистелем, который определил, что ?кинесика – совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения? [1;12].
Именно невербальное о
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Проблема невербального поведения в текстах художественной литературы
- Молчание как элемент невербальной коммуникации
- Эксплицитные и имплицитные средства выражения молчания
- Заключение
- Список литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Birdwhistell, R. L. (1968). Kinesics.?International Encyclopedia of the Social Sciences, 8, 379—385.
2. Анчек С.Х.?Особенности билингвальной языковой личности и билингвальной языковой среды (на материале текстов басен И.А. Крылова в переводе К.Х. Жанэ)// Вестник АГУ. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, Выпуск 1.-2021 – С.16-23. www.vestnik.adygnet.ru Вестник Адыгейского госуниверситета
3. Маякина М.А. Фразеологические единицы, описывающие невербальное поведение человека, как компонент развития языковой и общекультурной компетенций // Челябинск: Вестник Челябинского государственного университета, 2011 – Выпуск 33 (248). – Филология. Искусствоведение. Вып. 60 – С. 248–250
4. Чеботникова Т.А. Речевое поведение личности в дискурсе художественного произведения: роли, маски, образы: Оренбургский государственный педагогический университет, 2011. 300 с.
5. Шестопалова Н.Д. Молчание как презентация коммуникативной ситуации // Вестник ТвГУ. Серия ?Филология?. -2014.-№4. – С.191-198.
6. Арутюнова Н.Д. Феномен молчания // Язык о языке / Отв. ред. Н.Д.Арутюнова. М.; Изд-во ?Языки русской культуры?, 2000. – С. 417-436.
7. Копылова Т.Р. Молчание в современной лингвистике:подхоы и анализ // История и философия. Вестник Удмуртского университета. - 2014 №5-2. - С.36-39
8. Jensen J.V. Communicative functions of silence // ETC. — № 30. — 1973. —P.249-257
9. Bruneau T.J. Communicative Silences: Forms and Functions // the Journal of Communication. № 23. 1973. P. 17-46.
10. Tannen D., Saville-Troike M., eds. Perspectives on Silence. New Jersey: Ablex Publishing Corporation, —1985. — 356p.
11. Jaworski A. The Power of Silence: Social and Pragmatic Perspectives. Language and Language Behaviors. Ser. 1. Newbury Park: Sage Publications, —1993, —234p.
12. Крестинский С.В. Понять молчание // Языковой дискурс в социальной практике: М-лы Международной научно-практической конф. – Тверь: ТвГУ, 2014. – С. 109-113
13. F. Durrenm
ния лингвистики молчание рассматривается как отсутствие слов, которые предполагалось услышать в определенной коммуникативной ситуации. Следует отметить, что молчание в отличие от пауз, которые собеседники делают в течение разговора, играет весомую роль для передачи эмоционального состояния персонажа, напряженной атмосферы в беседе между коммуникантами.
Молчание как презентация коммуникативной ситуации исследуется многими языковедами.
Н. Д. Шестопалова, в частности, в своей работе приходит к следующему выводу: ?молчание может рассматриваться в качестве полноценного акта коммуникации, но при этом обязательно нужно учитывать контекст его употребления, так как в зависимости от контекста молчание может получать самые различные, вплоть до противоположных, значения. Молчание может как объединить собеседников, так и разъединить их, может сигнализировать взаимопонимание или антипатию и даже угрозу, может подразумевать глубокую задумчивость или пассивность и бездействие и т.д.? [5; 197