Информационные технологии как средство повышения эффективности управления: от теории к практике
Введение
Актуальность темы исследования. В современной банковской деятельности постоянно возрастает роль современных информационных технологий. На современном этапе информатизации важно не только создать безопасную и современную инфраструктуру, сети, центры обработки данных, но и начать создавать на базе этой инфраструктуры то, что во всем мире называют термином «цифровая экономика» и что принесет государству и ее населению новые источники доходов.
Разработка и внедрение эффективной стратегии развития и использования информационных технологий в банковской сфере зависит от понимания сути и сложности взаимозависимости факторов влияния, а также способности выделить те, которые играют основную роль на конкретном, этапе развития банковской системы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных технологий в банковской деятельности 6
1.1 Понятие и классификация информационных технологий управления 6
1.2 Особенности реализации информационных технологий управления в банковской деятельности 16
Глава 2. Анализ использования информационных технологий в банковской деятельности на примере ПАО «Сбербанк» 27
2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей ПАО «Сбербанк» 27
2.2. Анализ реализации информационных технологий на примере ПАО «Сбербанк» 35
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию информационных технологий управления на примере ПАО «Сбербанк» 49
3.1. Мероприятия по улучшению информационных технологий управления на примере ПАО «Сбербанк» 49
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 53
Заключение 60
Список использованных источников 63
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности : Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 – Текст : электронный. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/
3. Российская Федерация. Законы. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ – Текст : электронный. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
4. Российская Федерация. Законы. О страховании вкладов в банках Российской Федерации : Федеральный закон от 23.12.2003 №177- ФЗ – Текст : электронный. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/
5. Российская Федерация. Правительство Российской Федерации. Об утверждении государственной программы Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313. – Текст : электронный - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/
6. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017г. №203. – Текст : электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/
7. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года : Утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 №2036-р : редакция от 18.10.2018. –Текст электронный // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154161/22444572fce92dd3d63da856c260fb49e8f921dc/
Книги и сборники:
4. Батоврина, Е.В. Информационные технологии в управлении предприятием // Теория и практика управления: новые подходы. - М.: Университетский гуманитарный лицей, 2019. - 217 с. – ISBN 978-5-534-03384-7. – Текст: непосредственный.
5. Гвоздева, В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы : учебник / В.А. Гвоздева. – Москва : ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 544 с. – ISBN 978-985-06-01753-8. – Текст: непосредственный.
6. Круглова, О.В. Информационные технологии в управлении: учебное пособие. - Дзержинск: изд-во «Конкорд», 2021. – 134 с. – ISBN 802-4-584-07984-4. – Текст: непосредственный.
7. Чудновский, А.Д. Информационные технологии управления: учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2018. —104 с. – ISBN 967-2-504-19384-6. – Текст: непосредственный.
Статьи и периодические издания:
8. Александров, А.В. Информационные технологии в управлении // А.В.Александров / Перспективы науки и образования, 2015. - №4(16). – С.76-82. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24114025 (дата обращения: 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
9. Бауэр, В.П., Еремин, В.В., Смирнов, В.В Цифровые платформы как инструмент трансформации мировой и российской экономики в 2021-2023 годах / В.П. Бауэр, В.В. Еремин, В.В. Смирнов // Экономика и управление. – 2021. - №14(1). – С.41-51. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45559906 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
10. Беликов, Д.В. Развитие рынка информационных технологий в России: состояние, перспективы, тенденции // Вестник Самарского государственного экономического университета — серия Экономика, 2012. - № 4. – С.19-25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17925357 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
11. Бодягин, О.В., Баланова, М.М. Особенности интернационализации платформенных компаний в контексте классических теорий международного бизнеса / О.В. Бодягин, М.М. Баланова // Финансовые исследования.— 2019.— Т. 63.— № 2.— С. 134–142. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=40557663 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
12. Величко, Д.Д., Ерохина, Е.В. Особенности информационных технологий и перспективы их применения в ПАО «Сбербанк» / Е.В.Ерохина, Д.Д.Величко // Международный студенческий научный вестник. – 2020. - №6. – С.15-22. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19426 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
13. Каткова, Л.А. Информационно-технологическое перевооружение системы управления предприятием как фактор повышения конкурентоспособности предприятия / Л.А. Каткова // Теория и практика общественного развития. – 2017.- №8. – С.45-51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17749295 (дата обращения 19.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
14. Лбов, Г.С., Полякова, Г.Л. Информационные технологии в современном бизнесе / Г.С. Лбов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. – Красноярск, 2017. - Т.31- №5. - С. 42-45. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=936337 (дата обращения 18.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
15. Маркова, В.Д. Информационные технологии: сущность и инновационная составляющая / В.Д. Маркова // Проблемы современной экономики. – 2020. – № 21. – С. 38-42. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33602408 (дата обращения 19.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
16. Минькович, Т. В. Информационные технологии: понятийно-терминологический аспект / Т. В. Минькович // Образовательные технологии и общество. – 2012. – №1. - Том 20. - С.371-389 . URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17787399 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
17. Развитие определений «информатика» и «информационные технологии» / И.А. Мизин, И.Н. Синицын, Б.Г. Доступов, В.Н. Захаров, А.Н. Красавин; под ред. И.А. Мизина. – М.: ИПИ АН СССР, 1991. – 22 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43155954 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
18. Степанчук, А.П. Об использовании информационных технологий в системах управления предприятием // Будущее науки-2017. Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2017. - С. 84-88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29266313 (дата обращения 19.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
19. Твилинев, Н.В. Облачные технологии в управлении предприятием // Производственный менеджмент: теория, методология, Практика, 2016. - № 5. - С. 28-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25919489 (дата обращения 17.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
20. Теркулова, Н.Р., Гридина Т.А. Использование информационных технологий в системе управления предприятием // Университетская наука - региону. Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-информационный центр «Фабула», 2017. - С. 113-115. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29790335 (дата обращения 18.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
21. Трунова, А.В. Использование информационных технологий в системе управления предприятием // А.В.Трунова / Современные инновации, 2018. - №2(30). – С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29790335 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
22. Федосеева, Н.Н. Сущность и проблемы электронного документооборота в информационных технологиях / Н.Н. Федосеева // Юрист. – 2017. – №6. – С.61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11586510 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
23. Филяев, А.А. Оптимизация управления эффективностью и качеством обслуживания клиентов / А.А. Филяев // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2018. - № 9. - С. 117-118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18782287 (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
24. Фоменкова, А. В. Информационные технологии в управлении / А. В. Фоменкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50348/ (дата обращения: 03.12.2021). – Режим доступа: по подписке.
25. Шевчук, И. Б. Расширенная классификация информационных технологий: научно-теоретические и региональный подходы [Электронный ресурс] / И. Б. Шевчук // Перспективы науки и образования. – 2014. - №6 (12). – С.41-47. - Режим доступа: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/07/pdf_140607.pdf (дата обращения 20.11.2021). – Режим доступа: по подписке.
Интернет-ресурсы:
26. Боганов, А. Основы ITIL. Сервисная модель управления ИТ-процессами. – [Электронный ресурс]. Режим доступа - https://docplayer.ru/72876763-Osnovy-itilservisnaya-model-upravleniya-it-processami.html. (дата обращения 19.11.2021).
27. DOC – формат файла. Чем открыть DOC? [Электронный доступ] / Режим доступа: https://www.azfiles.ru/extension/doc.html (дата обращения 19.11.2021).
28. Antelle. Генерируем OfficeOpenXML-документы за 5 минут [Электронный доступ] / Режим доступа: https://habr.com/ru/post/109820/Sad (дата обращения 19.11.2021).
29. Microsoft. The Component Object Model - Windows applications. Component Object Model[Электронный доступ] / Режим доступа: https://docs.microsoft.com/enus/windows/desktop/com/the-component-object-model (дата обращения 20.11.2021).
30. https://www.sberbank.ru
Информационные технологии с использованием методов нечеткой логики. В экономике и банковской деятельности нечеткие методы стали использовать сравнительно недавно. Традиционное управление основано на четких данных и четкой логике принятия решений. Однако в реальной практике существуют управленческие ситуации, когда данные являются нечеткими, а принимать решение нужно на основе такой информации.
Традиционная формальная логика оперирует четким понятиями типа «истина» − «ложь», «да» − «нет». Принадлежность функции описывается точными значениями «нуль» (не принадлежит) и «единица» (принадлежит). Нечеткая логика имеет дело со значениями, лежащими в вероятностном диапазоне. Функция принадлежности элементов к заданному множеству также представляет собой не четкую объективную определенность «принадлежит − не принадлежит», а субъективную вероятность, «принадлежит с вероятностью», проходящую все значения от нуля до единицы.