Теоретико-методологические основания историко-антропологического подхода к изучению прошлого

Содержание данной статьи направлено на ознакомление с новым исследовательским направлением – исторической антропологией. Раскрываются особенности и достоинства данного подхода.
Author image
Radik
Тип
Статья
Дата загрузки
12.10.2022
Объем файла
29 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Ярким явлением в мировой историографии, а позже и отечественной стало появление – исторической антропологии, проявлявшей интерес как к человеку в истории, так и к его мотивам, поступкам, действиям, нормам и ценностям в повседневной жизни. Основой для нее стали успехи европейской антропологии, которая изучала культуры отличные от западной. Использовать данное понятие стали с начала 1970-х гг. ХХ в. Историки, провозгласившие данную программу, начали заимствовать профессиональный инструментарий смежных социальных наук, в особенности социальной и культурной антропологии. Своей задачей они ставили выявление в сознании современного общества отголосок прошлого. Изучение стереотипных поведений, которые не менялись со временем. В результате появилось множество междисциплинарных проектов, которые исследовали мифы, народную память и т. д. [6, с.232].

Не найдено

Список литературы:

1. Гуревич А.Я. Этнология и история в современной французской медиевистике // Советская этнография. – 1984. – № 5. – С. 36–47. 

2. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». 2-е изд. –М.: Изд- во Центра гуманитарных инициатив, 2014.  ¬– 431 с. 

3. Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования (вместо предисловия) // История повседневности: сб. научных работ / отв. ред. М.М. Кромм. – СПб.: Изд-во Европейского университета, 2003. – Вып. 3. – С. 7–14.  4. Кром М.М.  Историческая антропология. 3-е изд., испр. и доп. –  СПб.: Изд-во Европейского ун- та в СПб. – СПб.: Квадрига, 2010. – 214 с.

5. Людтке А. Что такое история повседневности? Её достижения и перспективы в Германии // Социальная история. Ежегодник. 1998/1999. – М., 1999. – С. 77–100. 

6. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2004. Разд. «Социальная история и историческая антропология». – С.231-238.

7. Сидорова Л.А. Стиль жизни и научного творчества историков России на рубеже XIX – начала ХХ в. // История и историки. Историографический вестник 2007. – М., 2009. – С. 108–119. 

8. Уваров П.Ю., Трубникова Н.В. Школа «Анналов» и историческая антропология // Теория и методология истории / отв. ред. В.В. Алексеев, Н.Н. Крадин, А.В. Коротаев, Л.Е. Гринин. – Волгоград: Учитель, 2014. – С. 263-286.  

9. Хромова  Е.Б. А.Я. Гуревич и история ментальностей // Вестник Пермского университета. Сер. История. – 2014. – № 1 (24). – С. 97–105.

Несмотря на это следует обратить внимание на проблемные области, где данный подход оказался особенно плодотворным в последние десятилетия. Сегодня, историческая антропология может включать в себя и этнографию, и микроисторию, и историю менталитетов, и гендерную историю и др. Само деление на эти дисциплины является некой условностью, т. к. они объединены предметной областью, принципами междисциплинарности в исследованиях и методологическим арсеналом. Таким образом, данная область исторического знания представляет собой конгломерат научных направлений, без четких границ и переплетающихся между собой [8,с.286].
Историческая антропология использует теоретические основы и исследовательские приемы, концептуальные подходы и исследовательские методы не только исторической науки, но и смежных с ней различных гуманитарных и социальных наук.
 

Похожие работы