Место и роль физической культуры и спорта в реабилитации инвалидов
Введение
Актуальность темы. Реабилитация разного рода больных и инвалидов в Российской Федерации да и во всем мире в настоящее время приобретает стойкий статус приоритетной национальной общегосударственной задачи в связи с тем, что сложилась не простая ситуация с состоянием здоровья всех слоёв населения. Из-за наблюдаемого пагубного влияния на человека имеющейся экологии и социально-экономических факторов, а также недопонимания роли физической культуры и спорта для здоровья , растут заболеваемость и травматизм. На переживаемом нами современном этапе развития науки и технологий появляется возможность не только применять различные эффективные средства и методы, но и порой единственно необходимые в ходе проводимой реабилитации и восстановления утраченного здоровья.
В приводимых данных официальной статистики, в России наблюдается «высокий удельный вес заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата». Ограничения, связанные с уменьшением физической и социальной активности приводят к потере работоспособности различной продолжительности и ведут к значимым потерям для всего общества. Улучшить состояния больных призван комплекс «медицинских, психологических и педагогических» мер. Понятие «реабилитация» используемое в современной практике означает восстановление двигательного потенциала, «возвращение человека к активной профессиональной деятельности и прежнему социальному статусу, не только как индивидуума, но и как члена общества».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Концептуальные основы адаптивной физической культуры .........4
ГЛАВА 2. Средства и методы адаптивной физической культуры……….…...14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………............18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……….…….19
Список использованной литературы
1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина [и др.]; под общ. ред. С. П. Евсеева. - Москва: Советский спорт, 2014.
2. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. Москва: Советский спорт, 2000. 240 с.
3. Повышение эффективности процессов совершенствования двигательной деятельности, образования, воспитания и социализации лиц с интеллектуальными нарушениями и повреждениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина [и др.]. - СПб.: [б. и.], 2018.
4. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили. - Москва: Советский спорт, 2015.
5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник: в 2 т. Т. 2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / под ред. С. П. Евсеева. - Москва : Советский спорт, 2009.
6. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре : учебник / авт.-сост. О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев ; под общ. ред. С.П. Евсеева. – Москва: Спорт, 2016.
Эффективность воздействия физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью; в-третьих, внешними условиями – психологическим климатом на занятии, создающим личный комфорт занимающихся [3,4].
Помимо основного средства – физического упражнения, в АФК используются дополнительные и вспомогательные средства.
Специальные дополнительные средства в адаптивной физической культуре – это средства, обеспечивающие доступность занятий, и средства, представляющие собой важнейший компонент соревновательной деятельности, – спортивный инвентарь для инвалидов: протезная техника для верхних и нижних конечностей, многочисленные технические средства, в которых спортсмен тренируется, соревнуется сидя (коляски для различных видов спорта, санки для занятий лыжными видами спорта, конструкции для велоспорта и многие другие), специальное оборудование для выполнения упражнений сидя (для волейбола, легкоатлетических метаний, фехтования и др.), специальные озвученные мячи для незрячих спортсменов и др.