Специфика выявления фейковых новостей в СМИ в период предвыборной кампании: российский и зарубежный опыт
ВВЕДЕНИЕ
Современный темп распространения информации является рекордными за все время существования средств связи и Интернета. Каждый человек на планете становится создателем собственного уникального контента и дистрибьютером информационный сообщений, которые совпадают с его взглядами, отражают его мнение или вызывают мгновенную эмоциональную реакцию: как позитивную, так и негативную.
Нарастание интенсивности информационных потоков приводит к давлению на журналистскую среду, принципы работы которой теперь руководствуются жестокой конкуренцией. Медийный контент, имеющий гиперболизированный характер или содержащий заведомо ложные факты, способствует привлечению читательской аудитории. Такие новости представляют собой новое явление в современных массмедиа – fake news.
При помощи данного инструмента управления сознанием общественных масс конкретные личности или группа людей формируют ложную картину мира, сеют панику, подстрекают к определённым действиям, обманывают потребителей и вызывают чувства тревоги и неопределенности. В результате аудитория, не умея выявлять недостоверные сведения, сама становится публикатором неправдивых сведений.
Актуальность данного научного исследования обусловлена тем, сегодня фейковые новости становятся особенно популярны в политическом секторе. В период предвыборных кампаний кандидаты стараются оказать как можно больше влияния на электорат, прибегая к самым разнообразным средствам. Fake news способствуют дискредитации соперника, указывая на ложные факты, которые наносят урон репутации и снижают уровень доверия избирателей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………... 2
1 Теоретические аспекты исследования фейковых новостей………. 6
1.1 Выявление сущности понятия «фейковые новости»………… 6
1.2 Предвыборная кампания как форма коммуникации…………. 23
2 Специфика освещения фейковых новостей в период предвыборной кампании………………………………………………………………... 29
2.1 Международный опыт выявления фейковых новостей в СМИ в период предвыборной кампании……………..……………….. 29
2.2 Российский опыт выявления фейковых новостей в предвыборной кампании……………………………………. 52
Заключение………………………………………………………………….. 68
Список использованных источников……………………………………. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барашкина, Е. А. Колонка как вид медиатекста / Е.А. Барашкина. – Самара : Изд–во Самарского университета, 2019. – 116 с. – ISBN 978–5–7883–1396– 2.
2. Бобровская, С. С. Фейковые новости как явление современной информационной войны / С. С. Бобровская. – Челябинск : ФГАОУ ВО ЮУрГУ, 2019. – 66 с. – URL : https://dspace.susu.ru/xmlui/bitstream/handle/0001.74/29613/2019_216_bobrovskayass.pdf?sequence=1. Дата публикации: 18.06.2019.
3. В «Независимой газете» выходит анонимная статья о боевых дружинах КПРФ // ЕльцинМедиа : [сайт]. – 2021. – URL : http://www.yeltsinmedia.com/events/june-8-1996/ (дата обращения: 20.02.2022).
4. В России введен полный запрет на охоту на детенышей гренландских тюленей // Право.ру : [сайт]. – 2009. – URL : https://pravo.ru/news/view/9099/ (дата обращения: 01.03.2022).
5. Вилков, А. А. Предвыборная кампания как фактор политических конфликтов в современной России / А. А. Вилков // Известия Саратовского университета. Социология. Политология. – 2016. – № 3. –URL : https://cyberleninka.ru/article/n/predvybornaya-kampaniya-kak-faktor-politicheskih-konfliktov-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 15.02.2022).
6. Время Путина / Р. А. Медведев // ВикиЧтение : [сайт]. – 2008. – URL : https://biography.wikireading.ru/187064 (дата обращения: 01.03.2022).
7. Все способы борьбы с фейками в России и за рубежом // РАПСИ : [сайт]. – 2018. – URL : http://rapsinews.ru/incident_publication/20181221/292876054.html /(дата обращения: 01.03.2022).
8. «Все шло к возврату к СССР» 25 лет назад Ельцин выиграл главные в истории России выборы. Чего стоила эта победа? / И. Дмитров, Д. Окунев // Lenta.ru : [сайт]. – 2021. – URL : https://lenta.ru/articles/2021/07/03/eltsin_vs_zuganov/ (дата обращения: 19.02.2022).
9. Головацкая, О.Е. Значение и происхождение термина «Fake news» / О. Е. Головацкая // Коммуникология. – 2019. – Т. 7. – № 2. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie–i–proishozhdenie–termina–fake–news (дата обращения: 16.11.2021).
10. Двойники Ельцина // Коммуника : [сайт]. – 2019. – URL : https://kommunikaru268121494.wordpress.com/2019/11/05/двойники-ельцина/ (дата обращения: 27.02.2022).
11. Депутат Госдумы генерал А.М. Макашов и банкир-космонавт генерал А. Леонов // Издательство Русская идея : [сайт]. – 2021. – URL : https://rusidea.org/154001 (дата обращения: 22.02.2022).
На следующий день в процессе интервью в Кремле Б. Н. Ельцин процитировал материал «Независимой газеты» в качестве достоверной информации: «А как же, вот даже «Независимая газета» уже написала, что коммунисты готовят боевые отряды и могут развязать гражданскую войну». Позже журнал «Огонек» опубликует статью «В ружье. Коммунисты готовятся к вооруженному захвату власти» (см. Приложение Б).
Доктор исторических наук и политолог Л. Ф. Шевцова вспоминает данные события таким образом: «Делом срочно занялись суд и правоохранительные органы, но никаких доказательств террористической деятельности приверженцев Зюганова найдено не было». Также она подчеркнула, что данные фейковые заявления и публикация ложной информации в известных российских СМИ являлись попыткой штаба Б. Н. Ельцина повторить прием 1993 года, когда команда политтехнологов способствовала усилению угрозы государственному строю. В таких условиях президент мог иметь повод для реагирования в случае негативных итогов голосования.