Google Forms как инструмент для выявления профессиональных дефицитов педагогов в интерпретации сложного знания
Формирование функциональной (математической) грамотности школьников является в последние годы базовым трендом математического образования в основной школе в связи с результатами международного тестирования PISA. Основные затруднения в выполнении заданий мониторинга формирования функциональной (математической) грамотности школьников: понимание сюжетной ситуации в задаче и перевод её на язык предметной области; работа с информацией, представленной в разной форме; работа с реальными данными, величинами и единицами измерений и другие. Педагогический опыт, теория и практика, запросы и вызовы реальной жизни показывают, что центральную роль в определении различных уровней успешности формирования математической грамотности играют фундаментальные математические способности и ситуации преодоления трудностей в освоении сложного знания.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: "Высшая школа", 1991. - 207 с.
2. Дворяткина С.Н., Смирнов, Е.И. Оценка синергетических эффектов интеграции знаний и деятельности на основе компьютерного моделирования // Современные информационные технологии и ИТ–образование. М.: 2016. МГУ, С. 35–42.
3. Калинина Г.В., Исмуков Н.А., Сильвестрова Т.я. Научные знания как сложная развивающаяся система // Вестник Чувашского университета. №1 (2012). - С.90-96
4. Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б., Подласов А.В. Нелинейная динамика: подходы, результаты, надежды. М.: УРСС, 2006
5. Мандельброт Б.Б. Фрактальная геометрия природы: Пер. с англ. – М.: Ин-т компьютерных исследований, 2002. — 656 с.
6. Модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»). — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 464 с.
7. Монахов В.М., Тихомиров С.А. Системный подход к методическому раскрытию прогностического потенциала образовательных стандартов // Ярославский педагогический вестник. Серия психолого-педагогических наук. 2016. №6. С.117–126.
8. Осташков В.Н., Смирнов Е.И. Синергия образования в исследовании аттракторов и бассейнов притяжения нелинейных отображений: Ярославский педагогический вестник. Серия психолого-педагогических наук. Ярославль.: Изд-во ЯГПУ, 2016. №6. С.146-157.
9. Подъяков А.Н. Психология обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Психологические исследования. М.: Высшая школа экономики, 2015. С. 6-10.
10. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы // Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Гардарики. 2002. – 383 с.
11. Пригожин И. Неравновесная статистическая механика. М.: Изд-во «Мир», 1964.
12. Розанова С.А. Эффекты синергии математического, естественнонаучного и гуманитарного образования: структура, основные характеристики // Математика, физика и информатика и их приложения в науке и образовании: сборник тезисов докладов международной школы-конференции молодых ученых. Москва: МИРЭА, 2016. С.243-245.
13. Сороко С.И. Индивидуальные стратегии адаптации человека в экстремальных условиях // Философия человека. 2012. Т.38. №6. С.78-86.
14. Секованов В.С. Элементы теории дискретных динамических систем. С-Петербург: Изд-во «Лань», 2016.180 с
15. Смирнов Е.И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография. Ярославль.: Изд-во «Канцлер», 2012. —654 с.
16. Уваров А.Д., Смирнов Е.И., Богун В.В. Синергия математического образования: Введение в анализ. Ярославль: Изд-во «Канцлер», 2016. 216 с.
17. Смирнов Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике. Монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. 323 с.
18. Смирнов Е.И. Активность и развитие интеллектуальных операций у школьников во взаимодействии физики и математики: Вестник развития науки и образования. М.: Изд. Дом «Наука образования», 2013. №3. С.25-50.
19. Уваров А.Д., Смирнов Е.И., Смирнов Н.Е. Компьютерный дизайн нелинейного роста «площадей» нерегулярного цилиндра Шварца // Евразийское научное обозрение. Москва. 2017. Т.30. №8. С.35-55.
20. Шварева О.В. Кейс-тест: инновационные оценочные средства компетентности бакалавров // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2013(1).- С. 28-32
21. Haken H. Principles of Brain Functioning. A Synergetic Approach to Brain Activity. Behavior and Cognition. Berlin. Springer, 1996.
При этом развертываются согласованные этапы эмпирического (наблюдения единичных проявлений и образцов самоорганизации деятельности; выявление фактов и их количественной определенности; выявление структурных, статистических, феноменологических законов; теория как организованное множество эмпирических законов) (Калинина, 2012);
- средствами актуализации обобщенных правил и ценностей освоения наглядно-цифровых моделей сложного знания как аттракторов фундирования и развития способностей и процессов понимания личности (Монахов, 2016; Уваров, 2019);
- диалога культур и междисциплинарной интеграции как средства развертывания интегративных процессов, множественности целеполагания и когерентности способов поиска истины, эмоционального отклика на прикладные эффекты и осознание наличия информационной и педагогиче