Особенности символизма в творчестве Врубеля
Символизм - течение в живописи, которое возникло во Франции в 1870-1880 годы и получило наибольшее распространение в период модерна на рубеже XIX—ХХ веков. Характерные черты символизма - использование метафор в картинах, мистическое настроение, приглушенный колорит.
В России у истоков символизма стоял художник Н.А.Врубель. Его символизм формировался не под влиянием Запада, а являлся личным отражением мироощущения художника. Врубель не был абсолютным символистом, в его творчестве встречается как символизм, так и реализм. Старое и новое долго борются в его творчестве между собой, и лишь постепенно новое берёт верх над старым и становится определяющим. Новым в творчестве Врубеля считалось появление движения, овладение пространством. А. Бенуа в день похорон опубликовал статью, где писал: «Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, — дивная патетическая симфония, то есть пол нейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века, как на «эпоху Врубеля».
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности символизма в творчестве Врубеля
Список использованной литературы
Список использованной литературы:
Алленов М. «Михаил Врубель» / М.Алленов. - М. : Изобразительное искусство, 1996.
Белый А. «Символизм как миропонимание» / А.Белый. - М. : Республика,1994.
Вагнер А. «В поисках истины» / А.Вагнер. - М. : Искусство, 1993.
Герман М.Ю. «Михаил Врубель: Альбом» / М.Ю.Герман. - Л.: Искусство, 1989.
Гоберг-Вержбинская Э.П. «М. Врубель»/ Э.П. Гоберг-Вержбинская. - М. :Искусство, 1959.
Дмитриева Н.А. «Михаил Александрович Врубель: Альбом» / Н.А.Дмитриева. - Л.:Искусство, 1984.
Пахомова Н.П. «М. Врубель. Выставка майоликовых работ и театральных эскизов» / Н.П.Пахомова. - М.: Академия наук,1957.
Ракитин В.И. «М. Врубель» / В.И.Ракитин. - М.: Искусство,1980.
Русакова А.А. «Символизм в русской живописи» / А.А.Русакова. - М.: искусство,1995.
оняется к нему, она сидит, выпрямившись, и смотрит перед собой печальным взором. Врубель впервые почувствовал любовь к Родине, и тоска по ней одухотворила этот образ. Художник с нетерпением ждал возвращения на родину. Венецианские впечатления заметны в двух работах Врубеля, сделанных в 1886 году по возвращению в Киев: в «Восточной сказке» и «Девочка на фоне персидского ковра».
«Восточная сказка» представляет собой миниатюрную акварель, где художник сначала писал широкими заливками, а затем тонкой кистью покрывал эту поверхность мелкими пятнышками разных тонов. Это давало эффект мерцания цвета на мозаике. Эту картину Врубель сделал только в эскизе, и то порвал её, когда Прахова Э.Л. отказалась принять её в подарок.
«Девочка на фоне персидского ковра» - большое полотно, выполненное маслом. Это портрет дочери владельца ссудной кассы. Художник сделал девочку героиней восточной сказки, усадил её в шатер из тяжёлых красных ковров, одел в атласное розовое платье, обвесил жемчужными ожер