Экономический рост
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный этап экономического развития России поставил новые задачи перед органами государственного управления. Активная экономическая политика должна обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность российских товаров на мировых рынках. В ряду актуальных в экономической сфере задач стоит задача ускоренного развития малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для экономики и является ее неотъемлемой частью, фундаментальной составляющей ее функционирования, это мощный рычаг для решения комплекса экономических, социальных и политических проблем.
Малый бизнес – база рыночных отношений, он может быстро реагировать на любые изменения экономических условий в стране. Предприятия малого бизнеса учитывают индивидуальные особенности потребителей, способны подстраиваться под их вкусы и предпочтения, так как в большинстве своем они специализированы. Средний бизнес создает дополнительные рабочие места, производит новые товары, способствует здоровой конкуренции, а также оказывает заметное влияние на темпы экономического роста и структуру валового внутреннего продукта.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 5
1. Сущность и роль в экономике малого и среднего бизнеса 5
1.2 Виды и структура организации малого и среднего бизнеса 9
2 Развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Башкортостан 15
2.1 Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса в РФ 15
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и Республике Башкортостан 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 48 с.
2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158429/ (дата обращения: 10.05.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 (ред. от 15.11.2017) «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_172109/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209- ФЗ (ред. от 27.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_521144/ (дата обращения: 02.05.2022).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу 01.11.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334304/ (дата обращения: 10.05.2022).
6. Андрианова, Т. С. Механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 140-144.
Несмотря на то, что большая часть налоговых поступлений от бизнеса приходится на крупные предприятия, нагрузка (по отношению к прибыли) на малые и средние предприятия выше. В 2019 г. увеличилась ставка НДС до 20 % и некоторым организациям пришлось вносить изменения в заключенные ранее договоры. Высокая налоговая нагрузка не позволяет малым и средним предприятиям развиваться, стимулирует их не к росту, а к дроблению и выдавливает их в теневой сектор. Повышение страховых взносов в 2013 г. повлекло за собой уход с рынка большого количества предпринимателей. В 2016 г. правительство решило увеличить единый налог на вмененный доход до 15 %, что привело к тому, что многие предприятия либо закрыли свой бизнес, либо перешли на другие системы налогообложения.
В результате государство вместо увеличения поступлений в бюджет от налогов получило увеличение теневого сектора. Высокая платежная нагрузка привела к тому, что субъектам малого бизнеса становится всё сложнее накопить средства для развития своей производственной базы.
Тормозят развитие МСП различного рода административные барьеры, представляющие собой ограничения, касающиеся, например, качества товаров, условий их производства и реализации. Соблюдать данные правила должны все участники рыночных отношений, они же должны оплачивать различные нормативно-бюрократические процедуры. Примерами таких барьеров могут быть: регистрация новой фирмы, аренда помещения, получение лицензии или сертификации, материальных ценностей в кредит, получение различных льгот на ведение своей деятельности, либо это могут быть санкции, которые назначены фирме за невыполнение каких-либо правил, установленных законом.