Изучение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза
Актуальность темы исследования обусловлена исключительно важной ролью нетарифных ограничительных мер не только в международной торговле, но и во внешней торговле России. В современных условиях роль нетарифных методов в таможенной политике возрастает, что присуще не только России, но и всем передовым государствам мировой экономики. Сейчас роль нетарифных методов в таможенной политике России можно приравнять к тарифным методам, ведь где тариф оказывается неэффективным, целесообразнее применять нетарифные меры. В связи с этим необходимо рассмотреть способы наиболее эффективного применения нетарифных мер при реализации таможенной политики РФ.
Целью данной работы является изучение мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях функционирования Евразийского экономического союза.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 5
1.1. Нетарифные ограничения как часть протекционистской политики: понятие и сущность 5
1.2. Классификация нетарифных ограничений 9
1.3. Эффективность использования нетарифных ограничений 11
2. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РФ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 13
2.1. Анализ использования нетарифных ограничений во внешней торговле РФ 13
2.2. Эффективность использования нетарифных ограничений в российской экономике 22
2.3. Перспективы использования нетарифных ограничений в российской экономике 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947)
от 30 октября 1947 г. [электронный режим]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/. - Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - N 37. - Ст. 4986.
- Булатов, А.С. Национальная экономика. Учебное пособие / А.С. Булатов. – М.: Инфра-М, 2020. – 304 с.
- Даутова, З.Х. Последствия вступления России в ВТО / З.Х. Даутова // Экономическая наука и практика: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. - С. 26-28.
- Жданов, С.А. Национальная экономика. Учебное пособие / С.А. Жданов, И.Н. Козельская, Е.В. Козлова. – М.: Инфра-М, 2018. – 296 с.
- Королева, А. Кто выигрывает в ВТО? / А. Королева // Расчет. – 2020. - N 9.
- Мельников, В.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / В.В. Мельников. – М.: Омега-Л, 2016.– 335 с.
- Могило, О.В. Вступление России во «Всемирную Торговую Организацию»: проблемы и перспективы О.В. Могило, А.П. Михайлова, Ю.А. Аникина // Пермь. Меркурий. - 2020. - С. 41-43.
- Мысляева, И.Н. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / И.Н. Мысляева, Н.П. Кононкова. – М.: Изд. МГУ, 2016. – 440 с.
- Нуреев, Р.М. Национальная экономика. Учебник / Р.М. Нуреев. – М.: Инфра-М, 2020. – 655 с.
- Осипов, А.Ю. Вступление во всемирную торговую организацию: плюсы и минусы для России / А.Ю. Осипов // Российское предпринимательство. - 2020. - № 15 (213). - С. 4-10.
- Остапенко, Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России / Г.Ф. Остапенко // Российское предпринимательство. - 2018. - № 9 (231). - С. 16-21.
- Савченко, П.В. Национальная экономика. Учебник / П.В. Савченко. – М.: Инфра-М, 2020. – 832 с.
- Харченко, Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е.В. Харченко. – М.: Кно-Рус, 2016.– 328 с.
- Юсупов, К.Н. Национальная экономика. Учебное пособие / К.Н. Юсупов. – М.: НУ ЭНАС, 2020. – 284 с.
- Газета. ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazeta.ru/business/2017/03/17/6602773.shtml.
- Официальный сайт Европейской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/unece/docs.shtml.
- Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/wto/resources.shtml.
- Официальный сайт Минпромторга России [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru.
- Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.
- Официальный сайт Федеральной Таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru.
- Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ved.gov.ru.
- Экономический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.economicportal.ru/term-words/word-n3.html#n5.
Как показано выше, в последние годы нетарифные меры стали играть важную роль в качестве барьеров на пути движения товаров и услуг. Это обусловлено снижением импортных тарифов в многосторонней торговой системе и ростом числа региональных торговых соглашений, предусматривающих беспошлинную торговлю между странами.
В 2014 году против России были введены санкции, которые привели к эмбарго на поставки продовольствия из различных стран (ЕС, США). Это негативно сказалось на наших отношениях с государствами-членами ЕАЭС, в частности, с Республикой Беларусь. Наибольшей остроты проблема достигла к ноябрю, когда был выявлен геном африканской чумы свиней в производстве ряда мясоперерабатывающих предприятий Беларуси и приостановлены поставки свинины в Россию. Спустя некоторое время к мясным предприятиям добавились молочные продукты. Кроме того, Россельхознадзор настаивал на транзите «санкционной» продукции только через российские пункты пропуска. По данным ФТС, за период действия санкций (с 7 августа 2014 года) объем ввоза запрещенных товаров на территорию Беларуси увеличился на 80% и составил 354,6 тыс. тонн против 196,7 тыс. тонн годом ранее.