Изучение педагогической компетентности родителей семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что, важную роль в воспитании и личностном развитии ребенка играет семья. Однако сегодня, в условиях изменений социально-экономической и политической ситуации в Российской Федерации, под воздействием большого количества стрессовых ситуаций семья часто не справляется с присущими ей функциями, не обеспечивает ребенку защищенность и даже сама, иногда, наносит вред его психофизическому здоровью.Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) для них семья является еще более мощным фактором развития. Так, Л.С. Выготский указывал, что личностные особенности аномального ребенка в значительной степени зависят от его положения в семье. Неблагоприятные условия воспитания в семье провоцируют задержку развития психики ребенка, отклонения в поведении и личностном развитии.
Содержание
Глава I. Теоретические аспекты педагогической компетентности родителей семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья..............................6
1.1.Содержание и сущность понятия педагогическая компетентность родителей.....................................................................................................6-13
1.2.Характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья............................................................................................................14-25
Выводы по первой главе.......................................................................26-28
Глава II. Эмпирическое исследование педагогической компетентности родителей семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………29
2.1. Характеристика методов исследования, направленных на выявление педагогической компетентности родителей семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………29-39
2.2. Разработка и обоснование программы, направленной на развитие педагогической компетентности семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ……………………………………………….....40-47
Выводы по второй главе……………………………………………………….48
Заключение…………………………………………………………………..49-51
Список использованных источников……………………………….....52-55
Приложение А………………………………………………………………56
Приложение Б………………………………………………………………..57-64
Приложение В……………………………………………………………….65-67
Приложение Г……………………………………………………………….68-70
Приложение Д……………………………………………………………….71-73
Приложение Е……………………………………………………………….75-76
Приложение Ж……………………………………………………………….77-83
Приложение З……………………………………………………………….84-89
Список использованных источников
Амарцева К.В. Тренинг как форма психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в ДОО // В сборнике: Современная психология образования: проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. – С. 22-26.
Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборника научных статей, 2018. – Т. 9. № 9. – С. 199-205.
Барсукова О.В., Гавриш Е.Н., Пикина Е.В. Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей Вопросы дошкольной педагогики. 2017. №1. 14 с. [Электронный ресурс] https://moluch.ru (дата обращения: 31.05.2018).
Велиева С.В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения // Детский сад ОТ А ДО Я. 2009. №3 (39). - С. 50 - 58.
Герасименко Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы психологии образования: коллективная монография. – Екатеринбург, 2015. – С. 7 – 20
Гордон // Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – с.588.
Гребенников, И.В. Повышение педагогической культуры родителей -основа совершенствования семейного воспитания школьников: Автореф. дис....канд. пед. наук [Текст] / И.В. Гребенников. – М., 1971. – с.32.
Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] /И.А. Зимняя. – М., 2004. – с.42.
Захаров А. И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопросы психологии : Сб.. — 1981 г. № 3.
В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Но одна из важнейших функций взрослого человека – родительство – формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат. Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Взамен утраченных традиций воспитания мы не получили ничего, и молодые матери вынуждены самостоятельно искать ответы на возникающие ежедневно вопросы, касающиеся развития и воспитания детей.Практика показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми (начиная с младенческого возраста), – результат недостаточной родительской компетентности. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками друзей, советами бабушек, которые, иногда, фатально ошибочны. Еще недавно для «успешного» родительство было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов.

