Методическое обеспечение коррекции описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшим условием всестороннего развития детей является развитие речи. Степень сформированности речи определяет способность ребенка к осмыслению окружающего мира, характер взаимоотношений со сверстниками и старшими, а также определяет психическое развитие. Развитие речи – это главное условие в речевом воспитании детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Развитие связной речи – это первый этап на пути социализации, данный этап проходит весьма трудно, так как они чувствуют себя неуверенно среди здоровых сверстников. Ребенок с тяжелым нарушением речи, постоянно страдает из-за непонимания ровесников, он не может строить межличностные отношения, ощущает страх, боится быть отвергнутым, данные симптомы приводят к психическому нарушению личности ребенка, к негативному восприятию собственного «Я», падает самооценка, повышается замкнутость ребенка, он начинает себя ощущать не таким как все.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………….………………………………………………….....3
Глава I. Теоретические аспекты изучения описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня …………………….…7
1.1. Особенности развития навыков составления описательного рассказа в онтогенезе …………………………………….………………………………..….7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с ОНР III уровня…………………………………………………………………...……..12
1.3. Особенности развития навыков составления описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи…………………..……16
1.4 Обзор методик формирования описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня …. ………….………20
Вывод по I главе……………………………………………………………...…..25
Глава II. Организация и методика обследования сформированности составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня……….………………………………………….28
2.1. Организация и методика изучения сформированности составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…….………………………………………………………...……28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению сформированности составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня………………………35
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных особенностей описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня……………………………………………………………...…….41
Вывод по II главе…………………………………………………………..…….48
Заключение………….…………………………………………………..………..50
Список используемых источников ………………………………………...…...53
Приложения………………………………………………………………....…...57
1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004. - 412 с.
2. Винник, М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.
3. Гарбузов, В. И.. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. - Москва : АСТ, 2005 ; Санкт-Петербург : Ас-трель-Санкт-Петербург. - 351 с.
4. Гудкова, Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007. - 188 с.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
6. Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 144 с.
7. Ильина, М. И.Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н. Ильина. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 368 с.
8. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. - Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. - 304 с.
Речь – это специфическая человеческая форма деятельности, выполняемая посредством языка, служащая средством общения между людьми, мышления и регуляции психических функций. [28]Благоприятным временем усвоения разговорного языка, формирования таких компонентов речи, как фонетика, грамматика и лексика является дошкольный возраст. Главным условием необходимое для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития, это период, создающий благоприятные условия для формирования определенных видов поведения, психологических свойств. Это из предыдущей версии, так лучше. Своевременное обучение родному языку, способствует свободному использованию языка ребенка в его жизни.Одним из видов связной речи является описание, которое представляет собой «детальное словесное описание объектов, явлений, отображений его основных свойств и качеств». «Это своего рода сообщение о фактах, которые состоят в отношении одновременности, в то время как один и тот же субъект в каждом предложении описывается новым сказуемым. Образование словесного образа объекта, раскрытие его характеристик и особенностей в определенной последовательности предполагает собой основную коммуникативную задачу описания. Связность описательного текста имеет перечислительную структуру, а языковая модель имеет лучевую межфазную связь: первое предложение – это название предмета, тематическое ядро всего текста, от которого расходятся последующие компоненты» [14].

